Familia: супергерои азартного шопинга
Сеть магазинов Familia развивает в России уникальный формат off-price. В магазинах представлен ассортимент известных брендов, которые продаются со скидкой до 85%. Возможность устанавливать такие привлекательные цены связана с особенностями системы закупок компании. О том, как работают байеры Familia, рассказывают директор по закупкам женской одежды Анна Привалова и директор по закупкам мужской одежды Анна Волгина.
27 февраля 2018
Сеть магазинов Familia – это уникальный для нашей страны формат шопинга. Вы продаете известные бренды с невероятными скидками, и не только в периоды распродаж! Что это за формат?
Действительно, Familia – это первая в России сеть магазинов формата off-price. Эта концепция появилась еще в 1956 году в США. В то время в подвальных помещениях крупных универмагов продавались товары известных марок с уценкой. Сейчас покупатель приходит в наш магазин в поисках бренда своей мечты. Это настоящий азартный шопинг – «охота за сокровищами»! Люди проводят в наших магазинах не меньше часа и за один визит покупают несколько вещей.
Откуда такие большие скидки на известные марки? Вы берете у поставщиков модели из прошлых коллекций?
Способов донести до покупателей классные вещи с высокими скидками большое количество! Наши байеры владеют этими секретами. Они знают: от того, как закупщик умеет искать бренды и договариваться с поставщиками, насколько правильно он распоряжается вверенным ему бюджетом на закупки, зависит будущее счастье наших покупателей!
Например, когда мы привезли джинсы известного бренда, они стоили у нас в сети 3,5 тысячи рублей, что почти в шесть раз дешевле, чем в магазинах в Европе! Даже во время распродажи в регулярной рознице дисконт доходит лишь до 50-70%. Мы же гарантируем уникальную цену.
При этом у нас можно найти не только вещи из прошлых коллекций, мы закупаем одежду прямо в шоу-румах поставщиков из отшитых образцов моделей будущего сезона.
Сколько могут стоить у вас самые дорогие вещи?
Мы не ограничиваем нашу планку розничной цены. Прошлым летом, например, мы привезли к себе популярный мировой бренд теплой одежды. Их пуховики были выставлены по цене 15 тысяч рублей. Казалось бы, немало! Но поставка разлетелась моментально. Оказалось, что наши покупатели хорошо знают этот бренд и в курсе, что, например, в ЦУМе эти модели продавались за 80 тысяч рублей!
Как у вас это получается? У ваших сотрудников действительно есть сверхспособности?
Функционал и подход наших байеров сильно отличаются от обязанностей обычных закупщиков регулярной розницы. Для сравнения: байер классической розничной сети не обладает свободой выбора. Ведь в головном офисе за него решают практически всё: состав коллекции, цены, размерный ряд. Ему остается только адаптировать существующую ассортиментную матрицу к реалиям российского рынка, например заказать больше пуховиков, потому что у нас долгая зима. А перед байерами Familia стоят гораздо более интересные задачи.
Наш байер – это предприниматель и хозяин своего небольшого царства, своей категории. У него есть собственный бюджет и самостоятельность в принятии решений. Он решает, какие бренды в следующем сезоне будут в наших магазинах и по какой цене, какая скидка будет после переоценки. Например, ассортимент одежды он классифицирует по цветам, длине, материалам, ценовым сегментам. В результате никто не уходит из нашего магазина с пустыми руками – каждый покупатель может найти свое «сокровище».
А сами поставщики вам не завидуют? Им-то приходится продавать свои модели совсем по другим ценам!
Нет, что вы! Мы работаем с более чем 2,5 тысячами брендами. А с некоторыми гигантами у нас заключены эксклюзивные контракты. Крупные поставщики понимают, что мы не вредим их бизнесу, и охотно развивают сотрудничество. И наши байеры так умеют вести переговорный процесс и выстраивать долгосрочное сотрудничество, что получают от поставщика гигантский дисконт!
Скажите, супергероями рождаются, или этому можно научиться?
Безусловно, какие-то врожденные качества потребуются. Например, любовь к переговорам и молниеносная реакция. Мы конкурируем с закупщиками со всего мира, ведь дешевые стоки хотят получить все. В процессе переговоров байер должен держать в голове выгодные для себя условия поставки, выработать стратегию общения и быстро принимать решения.
При этом нужно понимать, что продажа стоков для собственника бизнеса – торговля в минус. Это, согласитесь, достаточно болезненный процесс. Так что байер – еще и хороший психолог. С владельцами и СЕО сетей он прежде всего выстраивает неформальные, теплые отношения: поздравляет с днем рождения, общается на отвлеченные темы. И делает это искренне, от всей души. К такому байеру поставщик всегда лоялен и готов к сотрудничеству.
Основа работы байера – переговоры. Поэтому для эффективного общения с иностранными поставщиками необходимо знание английского языка.
Даже если большого опыта нет, но есть желание работать в закупках – смело вперед! Можно начинать с позиции младшего байера и под руководством более опытных коллег расти внутри компании. Главное, чтобы человек хотел развиваться и ловил драйв от своей работы, радовался полученным скидкам и сохранял позитивный настрой до следующей сделки. Нам нужны люди, которые считают на кончиках пальцев, прогнозируют нестандартные ситуации и не теряются в них.
Как ваш сотрудник понимает, что стал супергероем?
По наличию у него договоров с крупными известными брендами. А если звездный поставщик дал еще и максимальную скидку на товар – триумф налицо!
Как быть в курсе столь динамичного и обширного рынка? Ваши байеры следят за всеми событиями в fashion-индустрии?
Да, и не только fashion. Работа байера – это постоянное движение. Они ежедневно получают новые знания, которые помогают им принимать верные решения. Они умеют анализировать текущую ситуацию и делать правильные выводы. Например, в этом году лета в Москве не случилось. Это значит, что у всех ретейлеров собралось много стоков сарафанов и платьев. А в следующем году они нашьют новые коллекции. Поэтому на прошлогодние стоки мы ждем хороших скидок и интересных предложений.
Работа супергероя должна хорошо вознаграждаться. Это правило верно для вашей компании?
Вполне! Вознаграждение байера формируется из окладной части и бонусов по результатам его работы. Если он достигает плана по доходности своей категории или превышает его, то получает значительную прибавку к своему окладу.
Руководство оплачивает мобильную связь, предоставляет ДМС и дает сотрудникам возможность планировать свой график: пораньше начать рабочий день и пораньше его закончить, или наоборот! Компания компенсирует обучение английскому и итальянскому языкам, а поддерживать уровень иностранного языка помогает общение на профильных выставках в странах Европы, Азии и Америки.
Регулярно в компании проводятся квесты и конкурсы на звание лучшего закупщика. Победители получают путевки на курорты или в спа-отели. Супергероям просто необходим хороший отдых!
Но главное – в нашем коллективе царит дружелюбная атмосфера, старшие коллеги всегда помогают новичкам. Пожалуй, мы полностью отражаем название нашей компании Familia. Мы действительно не коллектив, а настоящая семья!